в связи с началом публикации романа "Програмист для Преисподней"
С Евгением Якубовичем лично я знаком уже больше четверти века, а наши читатели .
менее полугода. И, тем не менее, он стал своим для многих почитателей “Секрета”.
С сегодняшнего номера он станет нам еще ближе: мы начинаем публикацию его
романа “Программист для преисподней”. В честь этого . и, как вы узнаете чуть ниже,
не только этого, Евгений и ответил на несколько моих вопросов Владимир ПЛЕТИНСКИЙ
— Евгений, этот роман и книга в целом вызвали массу положительных откликов. Признаюсь, роман понравился и мне.
Что послужило толчком к ее написанию?
— Книга написана по воспоминаниям о жизни в СССР и впечатлениям от сегодняшнего Израиля.
Два мира, не соприкасающиеся ни во времени, ни в пространстве.
Поскольку я мыслю как фантаст, то чтобы соединить их, я построил еще и третий — потусторонний.
Таким образом, действие романа происходит в трех, на первый взгляд совершенно разных мирах.
Но это только на первый взгляд.
В романе уживаются вместе и бытовые сцены Израиля начала XXI века, и описание жизни в СССР 80-х годов прошлого столетия,
и фантастические приключения на том свете.
Жанр книги поначалу я и сам не мог определить.
В магазинах и библиотеках “Программиста”, не мудрствуя лукаво, обозвали юмористической фантастикой.
Это очень приблизительное определение. Позже я нашел точный термин — мистический реализм.
Говорят, этот термин специально придумали после выхода книги Владимира Орлова “Альтист Данилов”.
Хотя подобное писали и раньше.
В основе персонажей лежат реальные люди, с которыми меня сводила судьба в разное время.
Конечно, все это собирательные образы — ни один из персонажей нельзя ассоциировать с конкретным человеком.
Более того, поскольку книга написана от первого лица, то хочу сразу предупредить, что это не более чем литературный прием.
На главной странице моего сайта в интернете стоит предупреждение, которое я повторю и сейчас:
“Написанное от первого лица может не совпадать с мнением самого автора.
И тем более оно не имеет никакого отношения к его личной жизни”.
— Кто только ни побывал в Аду, начиная с Орфея...
Еще не начав читать, подумал, что ты сделал что-то вроде “Теркина на том свете” — помнишь “апокриф” Александра Твардовского?
Оказалось же — с моей точки зрения нечто в духе повести “Понедельник начинается в субботу” братьев Стругацких или рассказов Кира Булычева,
да и поклонники булгаковского романа “Мастер и Маргарита” — тоже явно из круга твоих читателей.
Ты так четко выписал адскую структуру и райские кущи, будто сам там побывал...
Я даже задумался: не ездил ли ты туда с ознакомительной экскурсией?
— Ты перечислил моих самых любимых авторов, на чьих книгах я вырос, постоянно перечитываю, учусь у них.
Многие из книг могу цитировать наизусть с любой страницы.
Правда, вместо Твардовского я поставлю Марка Твена, у которого читал очень интересные размышления о религии и рае.
Булгакова невозможно избежать, если пишешь о “силе, что вечно хочет зла и вечно совершает благо”.
Со Стругацкими — еще интереснее.
Кто-то из друзей, едва начав читать, сказал мне с упреком: “Это же по стилю в точности “Понедельник”!”.
Я страшно обрадовался.
Всю жизнь мечтал писать таким же легким и в то же время емким и красивым языком.
А вот как ты сумел разглядеть Кира Булычева?
Его непоколебимая вера в добро, легкая ироничность, мягкий ненавязчивый юмор — видимо все это незаметно для меня отложилось в подсознании.
Кстати о великих писателях.
Как.то я начал рассказывать сюжет “Программиста” одному маститому писателю.
Очень скоро он перебил меня и сказал: “Милый мой, да вы же пересказываете сюжет Данте!
В середине жизненного пути, ваш заблудившийся герой отправился в Ад!”.
Я пожал плечами и усмехнулся: “Если бы Остап знал, что играет такие мудреные партии, он бы очень удивился”.
Вот на таком фундаменте я и строил свой потусторонний мир. Но он мой, уникальный.
Это я придумал наказывать грешников просмотром телевизионных программ, вызывающих у них отвращение.
Да еще с углубленным изучением рекламных роликов.
А вот и самое страшное наказание:
“Грешнику показывают его самого, сидящего перед телевизором.
Вид себя любимого, с каменным выражением лица уставившегося в одну точку, рано или поздно выводит из состояния равновесия даже самые эгоистичные
и самолюбивые натуры. Грешник раздражается, начинает сердиться на самого себя.
Через некоторое время начинает подсчитывать, сколько же часов, дней, месяцев и лет, он просидел перед телевизором в своей прежней жизни.
И ему становится так мучительно больно за бесцельно прожитые годы...”.
— “Программист” — не единственная твоя книга?
—Первая книга — “Санитарный инспектор” — вышла в московском издательстве АСТ в серии “Звездный Лабиринт”.
А в Санкт-Петербурге в издательстве “Вира М” ее озвучили в виде аудиокниги.
Книга написана в классическом стиле 60-х, когда фантастикой пользовались как кривым зеркалом для отражения нынешней реальности.
Вот краткая аннотация.
“Ко времени расселения человечества по планетам Галактики, бывшая Организация Объединенных Наций (ООН), а ныне Организация Объединенных Планет (ООП), превратилась в гигантскую бюрократическую машину, сотрудники которой заняты исключительно своей карьерой и погрязли в коррупции.
Для негласного контроля над деятельностью ООП и ее сотрудников создана сверхсекретная служба.
Главный герой книги — обаятельный суперагент Андрей Карачаев — по мере сил борется со взяточниками и казнокрадами, сидящими в роскошных кабинетах. В этой борьбе ему приходится преодолевать бесчисленные опасности”.
В Израиле книга не продавалась.
Сейчас ко мне вернулись авторские права и я собираюсь в ближайшее время переиздать ее здесь.
— Насколько я знаю, совсем недавно ты выпустил и новую книгу. Расскажи, пожалуйста, о ней и о твоем соавторе.
— Книга называется “Кодекс джиннов”. Это веселая книга в жанре юмористической фэнтези.
Вот как мы ее представляем читателю:
“Абсолютно несерьезный фантастический роман с элементами драмы и комедии.
Действующие лица: люди, джинны, гномы, эльфы и тролль (1 шт.)
А еще бравый российский космонавт Коля Ночкин”.
Хотя, конечно, полностью абстрагироваться от окружающей действительности не удалось...
Мой соавтор — известный писатель-фантаст Сергей Удалин, автор четырех книг.
В Сети его знают под псевдонимом Нил Аду.
Мы познакомились много лет назад на одном из литературных сайтов — оба еще новички в том мире.
Я сразу обратил внимание на его рассказы, которые ярко выделялись на общем сером фоне.
Он, как выяснилось позже, отметил мои.
Затем мы вместе работали в жюри конкурсов, и выяснилось, что не только ставили одинаковые оценки,
а что более важно, руководствовались при этом одними и теми же критериями.
Книгу я задумал самостоятельно и написал примерно треть, когда понял, что застрял.
Тогда я и обратился за помощью к Нилу, тем более что у него уже был опыт работы в соавторстве.
Написанное ему понравилось, он подключился и дело пошло.
Настолько, что мы не уложились в одну книгу. Сейчас пишем вторую часть.
Кстати, книга в каком-то смысле уникальная.
Ее авторы за пять лет знакомства ни разу не встречались, ни разу не разговаривали ни по телефону, ни через интернет.
Единственный вид общения — это электронная почта.
Еще одна общая черта наших характеров.
— Женя, в книге “Программист для преисподней”, кроме романа есть еще сборник рассказов с названием “Made in USSR”.
Они имеют какое-то отношение к роману?
— Самое непосредственное. Изначально я собирался этот материал использовать в самом романе.
Однако ради сохранения динамики повествования я все убрал и оформил в виде отдельных рассказов.
Фактически это некое приложение к роману.
— Почему “Made in USSR”?
—Не потому, что написано в СССР — писалось уже в Израиле.
И не потому, что действие происходит в СССР — место действия рассказов значительно шире и по времени, и по географии.
Название относится к персонажам рассказов — это люди, выросшие в СССР.
Рассказы уже приобрели самостоятельную известность, но думаю, что читателям будет особенно интересно прочитать их после романа.
— Ну что ж, мы начинаем публикацию “Программиста”, параллельно будем знакомить наших читателей и с твоими рассказами, и с публицистикой.
Надеюсь, что благодаря этому ряды поклонников писателя Евгения Якубовича заметно возрастут.